Многое говорится о сложности обучения русскоязычных детей татарскому языку. Но хотя учителя стали критиковать существующие учебники, дело в них самих. Тот, кто сумеет заинтересовать детей, сможет обучить их языку, заявила учительница татарского языка школы № 117 Казани Фания Гаязова.

Педагог уже второй год преподает по так называемой «системе Мещеряковой». О преимуществах этой методики она рассказала на заседании секции «Родной язык в многокультурной среде» международной научно-практической конференции «Сохранение и развитие родных языков в многонациональном обществе: проблемы и перспективы», прошедшей в Институте филологии и межкультурной коммуникации К(П)ФУ.

Как пояснил старший научный сотрудник Института истории имени Ш. Марджани АН РТ, кандидат физико-математических наук Марат Лутфуллин, неправильно называть эту методику «системой Мещеряковой», так как она не является ее автором. Методика основана на курсах обучения английскому языку «Инглиш Фест». «Ее попросили обучать татарскому языку по этой методике в Татарстане», – отметил Лутфуллин. Он также напомнил, что эти уроки по системе Общеевропейской компетенции знания иностранных языков считаются уровнем А1, то есть предназначенный для начинающих с нуля.

Гаязова рассказала, как проходил первый мастер-класс Валерии Мещеряковой для учителей Татарстана. «Урок для нас она провела на английском. Пыталась объясняться с помощью жестов, мимики, знаков, игрушек. Все получилось доходчиво и довольно легко для понимания. Я сама поняла для себя, что и я могу изучить английский язык. Главное – желание. Что я еще поняла – оказалось, что я при обучении татарскому языку от русского ребенка требовала слишком многого. Потому что для русского ребенка татарский – иностранный. Если ребенок отвечает неправильно, учитель не должен его критиковать, а должен объяснять. Без ошибок нельзя изучить язык», – констатировала она.

Сейчас педагог в казанской школе № 117 преподает татарский одновременно по разным методикам: в одном классе по «традиционной» (по учебникам Розы Хайдаровой), в другом – на основе «системы Мещеряковой». В качестве тьютора она помогает другим преподавателям осваивать особенности новой методики. Например, сейчас Ф. Гаязова занимается с учителями из Верхнеуслонского района РТ. Часто ее зовут в КФУ для работы со студентами.

«Особенность этой методики обучения известна – ребенка мы окунаем в языковую среду. Родители сначала удивлялись – почему мы не раздаем учебников, тетрадей, не задаем работу на дом. Во время урока мы играем во многие игры, но, чтобы в них участвовать, надо знать слова. В итоге дети стремятся выучить больше слов. Учим песни. Песни тоже состоят из слов, помогающих говорить на татарском. Дети ходят на уроки с интересом – еще не слышали от родителей ни единого слова недовольства. Проведение таких уроков, конечно, требует от учителя очень много сил», – пояснила Фания Гаязова.

«Кажется, что мы оказались сегодня в тупике. Надо было эту методику в школах ввести намного раньше. Надо было заинтересовать русских детей татарским языком. Но думаю, что это и сейчас не поздно. Это зависит от нас самих», – резюмировала Фания Гаязова.

По данным Министерства образования и науки РТ, в настоящее время по этой системе в Татарстане работают всего 300 учителей, которые обучают 5733 учащихся первых и вторых классов.